Пункт самовывоза
Дмитровская
ул. Тимирязевская дом 1 стр. 3
офис 3621
Подробнее
8 495 228 16 16 8 800 333 30 21
заказать обратный звонок

Анатомия проигрывателя винила

Виниловый проигрыватель в современной форме, то есть, как проигрыватель долгоиграющих (LP) дисков, существует более полувека. За это время миру было явлено множество вариантов устройства каждого из его компонентов. Разобраться во всех из них очень непросто, и, наверное, не всем нужно. Мы постараемся отследить лишь основны закономерности построения проигрывателей, и понять, на что они влияют.
Основных задач у проигрывателя винила ровно две.
1. Передать полезные вибрации от диска на иглу головки (картриджа).
2. Не передавать на неё вредные вибрации от всех иных источников.
Не известно, которая из этих задач важнее, нередко кажется, что решению второй задачи посвящено больше усилий разработчиков.
Опоры корпуса и подвес основания
Их задача, изолировать основание проигрывателя от низкочастотных вибраций, приходящих снаружи. Хорошо работают пружины, особенно в сочетании с резиновыми втулками - их ставят либо между базой и внешним корпусом, либо, реже, между опорной поверхностью и несущим корпусом проигрывателя. Во второй позиции лучше всего работает магнитный подвес. Для эффективной развязки необходимо, чтобы корпус (или база) с диском обладали значительной массой. Влияние этих элементов на звучание не подтверждено.
Тип привода
По большому счёту встречается три типа привода: пассиковый, роликовый и прямой. В прежние времена встречались экзотические конструкции, вроде гидравлического привода. Роликовый привод позволяет легко организовать подстройку скорости вращения. Может служить источником специфических вибраций, хотя при правильном выборе материала ролика этих вибраций можно избежать. Прямой привод является наиболее завершённым с логической точки зрения. Обеспечивает наилучшую равномерность вращения. Коммутатор двигателя может служить источником импульсных помех, однако при грамотной прокладке проводов, уровень помех может быть достаточно низким. Пассиковый привод наилучшим образом изолирует диск проигрывателя от вибраций, но для подстройки скорости приходится применять хитрые системы. В наше время производители скорее выберут пассиковый привод с процессорной системой управления, нежели более простой и надёжный прямой привод с такой же системой. Высокоскоростной двигатель необходимо «отвязать» по вибрациям от стола. Двигатель либо подвешивают на пружинах или эластичных амортизаторах, либо же отделяют его от конструкции проигрывателя.
Главный подшипник
Задача подшипника обеспечить минимальный люфт диска при безусловной свободе его вращения. От качества подшипника зависит неравномерность вращения диска и долговечность привода. Напрямую на звучание не влияет.
Демпфирующие элементы тонарма и диска
Одно из немногочисленных полезных новшеств - виброразвязка основания тонарма и главного подшипника от стола. Во многих случаях позволяет повысит чёткостьартикуляции на средних и верхних частотах.
Материал диска и мата
Поворотный диск может быть отлит из металла (обычно из алюминиевого или магниевого сплава), либо изготовлен из акрила, стекла или MDF. Если диск развязан со столом, его масса больше влияет на характеристики, нежели материал, из которого он изготовлен. В прежние времена маты делались почти исключительно резиновыми, и лишь в студийных проигрывателях встречались фетровые маты. В зависимости, от сочетания материала диска и мата звучание проигрывателя может становиться либо наполненным, либо пустым на средних частотах. Бас может приобретать некую вальяжность, либо, наоборот, становиться нервным. По некоторым данным, «твёрдый» мат лучше работает с «твёрдым» опорным диском, и наоборот. По этому правилу к металлу и стеклу лучше идёт резиновый мат, а к акрилу или MDF подходит пробка или фетр. Диск на мат должен опираться большей частью своей поверхности. Если мат имеет лишь внешнее и внутреннее опорное кольцо, при воспроизведении могут возникнуть проблемы с чёткостью контроля баса. Мат должен исключить проскальзывание диска, а в проигрывателях с быстрым стартом фетровый мат может потребовать использования дополнительного прижима диска (clamp). Кстати, присутствие «клэмпа» во многих случаях благотворно влияет на плавность воспроизведения.
Тонарм
Это один из двух элементов, оказывающих наиболее сильное влияние на звуковой почерк проигрывателя. В нём должны быть предусмотрены регулировки рабочей нагрузки на иглу, компенсации скатывающей силы («антискейтинга») и вертикального угла воспроизведения. В самых совершенных тонармах допускается регулировка горизонтального угла и даже угла перекоса (азимута) головки. Последние две регулировки предназначены для компенсации несовершенства головки и требуют наличия специального измерительного оборудования. А потому их вводили только в студийные тонармы.
Подшипники тонарма не должны допускать его свободный люфт в любом из направлений. В частности, при наличии вертикальной подвижности подвеса может меняться звуковой почерк от начала к концу диска, звучание может быть «быстрым» или «медленным».
В теории от рабочей длины тонарма зависит чёткость фокусировки музыкальных инструментов, особенно на внешней части диска. С этой точки зрения, чем тонарм длиннее, тем лучше, однако при этом увеличивается его масса, и возникают проблемы с использованием современных головок.
При недостаточной силе нагрузки на иглу звучание становится «плоским», напоминая компрессированные записи. При чрезмерном усилии прижима увеличивается износ диска и иглы.
При неправильной установке антискейтинга звучание теряет прозрачность, а диск и игла изнашиваются неравномерно. В общем случае «недокомпенсация» скатывающей силы лучше, чем обратная ситуация.
При неправильной установке вертикального угла в звучании высокочастотных инструментов (ударная медь, колокольчики) появляется жёсткость. Правильная установка вертикального угла возможна лишь в сочетании с точной установкой силы прижима, и тут будут полезны такие опции, как весы и маленький пузырьковый уровень. Сильнее всего влияет на характер и качество звука воспроизводящая головка, она же картридж. Но это тема для отдельного рассказа.