Пункт самовывоза
Дмитровская
ул. Тимирязевская дом 1 стр. 3
офис 3621
Подробнее
8 495 228 16 16 8 800 333 30 21
заказать обратный звонок

Кому подходит ламповый звук?

На первый взгляд само понятие «ламповый звук» можно отнести к числу околозвуковых фантомов, которых в сфере аудио накопилось изрядно. Действительно, усилители бывают хорошие и не очень, а на чём они реализованы - это вопрос пятый. Тем не менее, если оставить в стороне наиболее экзотические конструкции, то в поведении усилителей на электронных лампах можно обнаружить общие черты. А потому, действительно, можно говорить о ламповом звуке, не забывая и о том, что это упрощение. В частности, однотактные (single ended) и двухтактные (push pull) усилители по своему звуковому почерку различаются. Лампы по линейности своих характеристик не уступают (по меньшей мере) транзисторам, но мощный усилительный каскад удаётся связать с акустикой только через выходной трансформатор. А широкополосный трансформатор большой мощности являет собой конгломерат проблем, решить которые полностью не удаётся никогда, можно лишь приблизиться к этому решению.
Ширина полосы
Как правило, не удаётся сочетать уверенную работу на басах с отсутствием спада на верхних звуковых частотах. Обычно величина спада на частоте 20 кГц составляет от 1,0 до 2,5 дБ, для усилителя хорошего качества типичный показатель -1,5 дБ (20 кГц). Отсюда вытекает первая особенность «лампового звука» - сглаженный («ласковый») верх.
Контроль баса
Есть параметр усилителя, который называется «коэффициент демпфирования», и у ламповых усилителей он всегда меньше, нежели у транзисторных усилителей с общей обратной связью. Из этого, в частности, следует, что диффузор динамика (особенно, басового), подключённого к ламповому усилителю, не столь точно отслеживает форму входящего сигнала, как в случае с транзисторным усилителем. Двухтактные ламповые усилители делаются с обратной связью, как раз, чтобы увеличить коэффициент демпфирования. Однотактные - могут быть и без обратной связи. И почерк на басах у всех у них будет различаться.
Гармонические искажения
Любой усилитель вносит в сигнал некоторые дополнения, которые имеют частоту кратную к частоте основного сигнала. Эти дополнения называют гармониками, а относительная величина этих дополнений определяется коэффициентом нелинейных искажений (КНИ или THD). Если у транзисторного усилителя при 1/10 от максимальной мощности величина КНИ имеет порядок от 0,002 до 0,06%, то для типичного лампового усилителя этот показатель от 0,1 до 0,5%. При этом в диапазоне комфортной громкости величина КНИ меняется, скажем, от 0,02 до 0,35%. Поэтому спектр музыкального сигнала как бы «дышит» в зависимости от громкости, и благодаря этой особенности «лампы» те же инструменты звучат как бы богаче. Правда, гармоники высших порядков попутно ухудшают передачу верхних звуковых частот, но в хорошем ламповом усилителе уровень высших гармоник, как правило, намного ниже. Тогда как в транзисторных усилителях избавиться от них бывает очень непросто. У однотактных усилителей трансформатор устроен не совсем так, как у двухтактных, а потому и спектр гармоник у него иной, чётные составляющие чаще всего больше по амплитуде, чем нечётные. Этим обусловлен особый «тёплый» характер звучания таких усилителей. Можно (и не без оснований) возразить, что такого рода украшательство является искусственным, оно как бы наносит «макияж», за которым трудно рассмотреть живой звук. Ну, правильно подобранный макияж лишь подчёркивает природную красоту «объекта». А при первичной записи музыки микрофон убирает часть гармоник ещё «в воздухе». И потом, запись, это продукт, созданный трудом звукорежиссёра, и «живой» звук именно в такой форме, как мы слышим, никогда не существовал. И, кстати, звукорежиссёры очень часто используют «гармонайзер», который делает, как раз, то же, что и ламповый усилитель.
Выходная мощность
Когда-то давно выпускалась только динамики с высокой чувствительностью, и все ламповые (а других и не было) усилители были однотактными. Потом людям захотелось басов, появилась акустика с относительно невысокой чувствительностью, и в сферу аудио пришли двухтактные усилители. Типичная выходная мощность однотактного усилителя 5 - 6 Вт, при определённых условиях она может достигать 8 Вт. Если в спецификациях фигурирует мощность 20, 40, 50 или 70 Вт, перед вами усилитель, сделанный по «пушпульной» (двухтактной) схеме. В зависимости от методики измерений, в спецификации может быть указано и 120 Вт. Кстати, по субъективной громкости 50-ваттный ламповый усилитель переигрывает 90-ваттный транзисторный, что, опять же, связано с особенностями спектра гармоник. Ну, а однотактный усилитель приобретают лишь те, кто точно знает, что ему надо. Такой усилитель, это техника для эгоистов, его божественным звуком вы соседей не осчастливите. Впрочем, при правильно подобранной акустике от недостатка громкости вы тоже страдать не будете.
Эксплуатационные особенности
В отличие от полупроводниковых приборов, ресурс ламп ограничен. Однако, если режимы выбраны без экстремизма, усилитель прослужит много лет. Любой усилитель мощности по-настоящему начинает звучать лишь после того, как во всех приборах установились тепловые режимы. Но если транзисторный усилитель (кроме класса А) разогревается только на сигнале, то «лампу» можно прогреть и на холостом ходу. Обычно 30 минут хватает.
Гибридные усилители
В таком устройстве усиление по напряжению осуществляется лампами, а усиление по току возложено на транзисторы - биполярные или полевые. И не надо воспринимать усилители этого типа как половинчатые устройства, вроде как «недоделанный ламповый усилитель». Скорее, наоборот, схема гибридного усилителя сочетает многие плюсы «лампы» и «камня», будучи почти свободна от недостатков. Отсутствие выходного трансформатора, отсутствие жёстких ограничений по мощности, незначительные искажения - всё это плюсы транзисторных схем. А простота ламповых усилительных каскадов избавляет разработчиков от многих «транзисторных» проблем, в частности, проблем с устойчивостью. Минус, как будто, один: вместе с ламповым выходным каскадом исчезает «игра гармоник» и характерный ламповый почерк. Однако, благодаря предельно простому усилительному тракту, такие усилители чаще всего подкупают ясностью звучания и свободой подачи.
Кому нужен ламповый усилитель
Вот, добрались до главного. Кому стоило бы обратить внимание на ламповые усилителем? Ну, во-первых, не тем, у кого музыка постоянно включена фоном - ресурс ламп, как сказано, не бесконечен. Во-вторых, не тем, кто предпочитает музыкальный репертуар, построенный на басах, низкочастотный диапазон - не самая сильная сторона «лампы». В-третьих, наверное, не стоит соединять «лампу» и компьютерную музыку, нет смысла обогащать звучание там, где ничего и не было утрачено. Конкретные музыкальные предпочтения не столь важны, это может быть классика, джаз или кантри - главное, чтобы музыка была акустической. Слушать вы её будете сами или с семьёй, но без участия соседей. Впрочем, не так уж мало ламповых усилителей, способных создать танцевальную атмосферу в гостиной вполне взрослого размера. При правильном выборе акустики, разумеется. Но это - отдельная статья.